Вечерняя электричка

 

Фотография довольно лаконичная, но за этой лаконичностью скрываются много важных моментов, которые важно видеть в чужих фотографиях (или видеть их отсутствие), а еще лучше – применять при создании своих фотографий.

Как водится, сначала нужно их просто применять. А потом, через некоторое время, когда вы уже будете в теме, можно относиться к ним как к неким рычагам, которые могут усиливать или наоборот, ослаблять какой-то ваш конкретный кадр. Тогда вы уже сами можете решать, применять какой-то конкретный прием или не применять.

Итак, поехали.

  • Явное присутствие трех планов: переднего (столб, дорожный знак), среднего (поезд) и заднего (дома и граффити). Это делает изображение объемным.
  • Перспектива. В данном случае – сходящиеся линии: поезд, провода, рельсы. Они добавляют динамизм, движение и попутно усиливают объем изображения, помогая поверить. Что правый край дальше от нас, чем левый.
  • Сама картинка, конечно, неподвижна, но движение направлено куда? Понятное дело, слева направо. Поезд уезжает от нас слева направо, а не приближается к нам. Собственно, в оригинале, когда я это фотографировал, движение шло справа налево, это было против шерсти для нашего восприятия, поэтому я отзеркалил изображение.

 

  • Добавлю, что я изначально, еще при съемке смирился с тем, что изображение придется отразить, но другого удачного ракурса не было.
  • Наличие диагональных линий от края до края кадра. Усиливают динамизм, иллюзию движения.
  • Общая тональность. Снимок имеет среднюю тональность с тяготением к низкому ключу и невысокий контраст. Это сделано умышленно, поскольку хотелось сохранить ощущение вечера. Можно было бы сделать изображение сочным и контрастным, но тогда бы:

Разрушилась бы атмосфера вечера

Яркие цвета отвлекали бы от главного, а главное здесь – ощущение стремительного движения

  • Полупрозрачность поезда усиливает иллюзию движения. И кажется, что на фотографии все правильно. Но на самом деле, поезд на фотографии не будет прозрачным. С такого  ракурса даже окна насквозь не видны. Здесь дважды снят один и тот же пейзаж: с поездом и без поезда, а потом два изображения я наложил друг на друга.

  • Два относительно небольших по площади светлых пятна. Фонарь и его отражение в вагоне. Как я уже говорил, снимок довольно темный и малоконтрастный. Без этих светлых пятен он смотрелся бы тусклым и недоэкспонированным. А два светлых пятна показывают, что с экспозицией все в порядке. Хотите тени – вот вам глубокие тени на рельсах. Хотите света – вот вам даже слегка выбитые света. А что общая тональность темная – так на то и вечер!

Можно подумать, фонарь – это моя личная заслуга, типа я специально его повесил 🙂 или у меня был выбор – снимать с фонарем или без. Конечно, нет. Но можно воспринимать это так. Раз уж я заморочился всем, что перечислил ранее, то фотографические боги решили наградить меня таким вот специальным бонусом. За что им моя огромная благодарность. Без фонаря было бы намного скучнее.

  • Цветовая гамма. Важная штука. Как вы видели, оригинальное изображение не блещет гармоничными красками. Тут пришлось изрядно покорячиться, пока цвета стали мало-мальски удобоваримыми.
  • Вертикальные объекты. Дорожный знак и столб как бы оттеняют и подчеркивают основное движение в кадре, горизонтальное. Кроме того, они как бы сшивают верхнюю и внижнюю часть кадра

Для тех, кто радеет о правде жизни в фотографии

Во-первых, прошу учесть мое чистосердечное признание 🙂

А во-вторых… Хотите по гамбургскому счету? Извольте. Снято на фокусном расстоянии 28 мм. Наш глаз в принципе так не видит. Так что любой снимок шириком – это уже изначально обман зрителя. Я уже молчу про выдержку.

Нужно ли все это запоминать?

Конечно, да!

Можно ли это все запомнить?

Конечно, нет! 🙂

И как тогда быть?

Слона съедают по кусочку. Так и здесь. Примените преднамеренно раз десять-пятнадцать одну фишку, и она незаметно станет вашим как бы врожденным рефлексом. Потом вторую фишку. И так далее.


Если вы хотите быстро и легко освоить фотоаппарат:

«Самоучитель для фотографа»